Симфоническая музыка - Форум - Клан RUSSS - Описание сайта



[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: TurboLAX  
Форум » Журнал » Музыка » Симфоническая музыка
Симфоническая музыка
TurboLAXДата: Четверг, 16.07.2009, 04:20 | Сообщение # 1

Рядовой


Группа: User

Сообщений: 19
Награды: 0
« 0 »

Статус:
YAHOO:6
Симфоническая музыка

Симфоническая музыка — одна из основных, важнейших областей музыкального творчества. Как показывает ее название, симфоническая музыка связана прежде всего с исполнительским составом, для которого она предназначена, — симфоническим оркестром. Он объединяет инструменты разных групп и дает композитору богатейшую палитру звуковых красок, выразительных средств для воплощения своих замыслов.
Симфоническая музыка охватывает почти все инструментальные жанры — от многочастных произведений до небольших пьес. На первом месте здесь симфония. Содержательность и масштабность симфонии во многом связаны с ее строением: как правило, она состоит из четырех контрастных частей, объединенных в единую по замыслу циклическую композицию.
Циклическое строение свойственно и другим жанрам симфонической музыки, например многочастным инструментальным пьесам — дивертисменту или серенаде, к которым часто обращался В. А. Моцарт. В этих сочинениях внутреннее строение цикла бывает более свободным, чем в симфониях.
В XIX в. симфоническая музыка становится господствующей областью композиторского творчества. Симфонический оркестр обогащается, в него вводятся новые инструменты (арфа, челеста и др.). Управление оркестром усложняется, и постепенно формируется профессия дирижера, всецело сосредоточенного на руководстве исполнением, на воссоздании художественного замысла композитора.
Появление программной музыки значительно расширило область симфонической музыки. Возникли новые жанры — симфоническая поэма, концертная увертюра, симфоническая фантазия. Все они довольно близки друг другу. Литературная программа воплощается в них или обобщенно, как, например, в симфонических поэмах Ф. Листа «Тассо. Жалоба и Триумф», «Прелюды», в увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского, или детально. В этом случае музыка «изображает» движение сюжета: так происходит в «Дон Кихоте», «Веселых забавах Тиля Уленшпигеля» и других поэмах Р. Штрауса. В отличие от симфонии поэма и фантазия всегда одночастны.
Новую жизнь обретает сюита. Наряду с непрограммными большое распространение получают сюиты, составленные на основе оперы, балета или музыки к драматическому спектаклю. Такие произведения, как «Рассвет на Москве-реке» (вступление к «Хованщине» М. П. Мусоргского), часто исполняются как самостоятельные концертные пьесы. В XX в. появляются сюиты на основе музыки к кинофильмам — «Поручик Киже» С. С. Прокофьева, «Гамлет» Д. Д. Шостаковича.
Разные типы симфонической музыки связаны также с национальными школами. Так, в русской музыке широко распространились одночастные программные произведения. Их основоположник — М. И. Глинка. «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» стали первыми классическими сочинениями в русском симфонизме. Живописны и образны симфонические картины «В Средней Азии» А. П. Бородина, «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Весна» А. К. Глазунова и др. Позднее, наряду с программными увертюрами, фантазиями, поэмами, расцвел жанр симфонии. Все виды симфонической музыки активно развиваются советскими композиторами.
Симфоническая музыка оказала сильное воздействие на другие жанры. Термин «симфонический» стал обозначать особую развернутость, значительность композиции. Таковы «Симфонические этюды» Р. Шумана — большой вариационный цикл для фортепьяно, масштабы и содержательность которого не уступают оркестровым сочинениям. В широком смысле говорят о принципе симфонизма, не ограниченного жанровыми рамками. Симфонизм подразумевает философскую значительность замысла, широту и многосторонность его воплощения, внутреннюю цельность и единство развития, глубину идейного содержания произведения.

------------------------------

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА включает разл. жанры: оркестровую миниатюру, сюиту, увертюру, симф. поэму, симфонию, инструм. концерт и др. В т-ве баш. композиторов получила развитие в кон. 20-х - нач. 30-х гг. Процесс освоения жанров С.м. был постепенным и начинался с простейших форм. В 20-е гг. появляются первые опыты в обл. С.м. комп. Х.К.Ибрагимова и М.М.Валеева, создававших музыку к драм. спектаклям, исполнявшуюся небольшими по составу инструм. ансамблями. В основе ее лежали баш. и тат. нар. напевы и наигрыши. С кон. 20-х гг. комп. Валеев, Ибрагимов, К.Ю.Рахимов, А.С.Ключарев, С.Х.Габяши, Г.С.Альмухаметов делают самост. обработки нар. мелодий для оркестра; появляются симф. пьесы-миниатюры - "Марш" (1929), "Татарские эскизы" (1931) Валеева, "Восточный марш" (1936), "Восточный танец" (1937) Рахимова, "Торжественный марш" (1929) Альмухаметова.

В 40-е гг. развитие проф. музыки, в т.ч. симф., активизируется. Намечаются пути развития самостоят. форм, в первую очередь, сюиты и увертюры, симф. миниатюры. Появление их в баш. музыке знаменует начало нового этапа в освоении классич. структур, жанров, форм С.м., методов развития материала и оркестровки. К этому времени относятся сюиты и увертюры Валеева, марши Рахимова, увертюры, марши и вальсы для оркестра Р.А.Муртазина, "Симфоническая увертюра на две башкирские народные песни" З.Г.Исмагилова, "Башкирская лирическая сюита" Х.Ф.Ахметова, увертюра Х.Ш.Заимова. В 50-е гг. появляются первые симф. поэмы: "Героическая поэма" Н.Г.Сабитова, "Буревестник" (по М.Горькому) Н.Я.Инякина. Создаются и более сложные жанры, представляющие сонатно-симф. цикл, концерт и симфонию. Первый баш. инструм. концерт для скрипки с оркестром был написан Сабитовым. Появляются скрипич. концерт Муртазина, концерт для баяна, для домры с оркестром Инякина, 2-й и 3-й скрипич. концерты Сабитова, его же фп. концерт. Эти произв. отличаются ярким, выразительным муз. языком, мелодичностью, нац. колоритом. 50-е гг. - время рождения первой баш. симфонии - "Праздничной симфониетты" Муртазина. В ряду лирико-эпич. и лирико-жанровых соч. выделяется его же 2-я симф., наполненная драматически-суровым, скорбным содержанием.

В 60-70-е гг. в муз. жизнь респ. вливаются молодые комп., ведущие поиски новых концепций, жанров, ср-в и приемов выразительности. Совмещение разных жанровых признаков и их синтез, опора на фольклор и связь с нац. муз.-поэтич. т-вом в опосредованном виде характерны таких соч., как симфония-оратория "Песни о Салавате" Д.Д.Хасаншина, симф. поэма "Сибай" Р.М.Хасанова, "Такташ-симфония" Л.З.Исмагиловой, вок. симфония "Разговор с Салаватом" С.А.Низамутдинова. Активно работают в симф. жанре Р.Х.Газизов, Р.Г.Касимов, М.Х.Ахметов, из комп. последующего поколения (80-90-х гг.) Р.Р.Зиганов, А.К.Березовский, Р.Н.Сабитов и др.

 
Форум » Журнал » Музыка » Симфоническая музыка
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: